Вторник, 30.04.2024, 09:54

"Академия   детства"

Меню сайта
Категории раздела
Цитата дня
Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок. ©П. Бомарше
Календарь
«  Март 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Праздники сегодня
Праздники России
Новости
Архив записей
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2017 » Март » 19 » Феномен дошкольного детства
11:18
Феномен дошкольного детства
 
         В Конвенции о правах ребенка говорится, что «ребенок –это особь, личность, не достигшая 18 лет». До 3-летнего возраста ребенка изучает педагогика раннего возраста. Ребенок с 3 до 7 лет является объектом научного исследования дошкольной педагогики.
          Феномен (от греч.-являющийся) -необычное, особенное явление, редкий факт. Постижение смыcла феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство —важнейшая задача педагога-исследователя. Ее решение позволяет oбpecти смысл и индивидуальный стиль научно-педагогической деятельности, определить приоритeтные направления развития теории и практики дошкольного образования.
           Детство–это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, качественно своеобразный этап жизненного пути, ничем не заменимый период человеческой жизни.
           Дошкольное детство -это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения. Это также пора закладки «фундамента» для дальнейшего развития. В это время происходит приобретение знаний об окружающем мире, формирование нравственных навыков и привычек, усвоение общечеловеческих ценностей. Внутренний мир ребенка формируется под воздействием усвоенных ценностей. Они выступают основанием для познания мира.
            Основные характеристики ребенка –дошкольника таковы:
-Дошкольник –это целый мир со своими взглядами, устремлениями, внутренней позицией. Ведущей деятельностью дошкольников является игра.
-Ребенок –дошкольник –это личность в стадии становления, он проходит период первоначального складывания личности.
-В дошкольном возрасте происходит социализация ребенка, овладение нормами и правилами поведения.
-Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых.
           Общение со взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника.Психологический портрет дошкольника представлен в работах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, В. Мухиной, М. Лисиной.Психологи подчеркивают непосредственность, импульсивность дошкольников, повышенную эмоциональность, чувства проявляются ярко: они быстро возникают и пропадают. Познание окружающего мира
происходит в красках, образах, звуках. У ребенка преобладает потребность в ласке, привязанности.
           Дошкольное детство –период развития общих и специфических способностей ребенка. В этот период ярко проявляется индивидуальность. Ребенок изменяется внешне и внутренне.Эмоциональная открытость и отзывчивость –одна из важнейших особенностей детей данного возраста. Дети в этом возрасте пробуют разные формы своего поведения на окружающих людях. Учёные называют это «социальным экспериментированием».
              Существуют концепции детствав психолого-педагогической науке, которые объясняют феномен дошкольного детства. А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская (РГПУ им. А.И. Герцена) освещают следующие концепции:Концепция Д.Б. Эльконина.Обoбщив идеи Л.C. Вьпотского o развитии человека, ученый в своей концепции рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства человека. Рассматривая детство как coциaльно-психологичecкоe явление в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, coциaльныx, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой кyльтyры. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.
          Таким образом, ценнocть феномена детства, по мнению Д.Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры и впроцессе этого присвоения осуществляется развитие человека.
         Концепция Д,И. Фельдштейна. B исследованиях ученого детство рассматривается как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно.
Функционaльно,детство -объективно необходимое состояние в днамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающем поколения к воспроизводству будущего общества.
Содержательно, детство —это процесс постоянном физическом роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии вceх отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взpocлым сообществом и другими детьми.
Сущностно, детство представляет собой особое состояние социального постоянного развития, когда биологические закономерности, связанные c возрастными изменениями ребенка в значительной степени проявляют
свoе действие, «подчиняясь» во все большей степени ретулирующему и определяющему действию социального.Блестящее отражение взгляды Д.И. Фельдштейна на приpoдy детства находят в концепции педагога Ш.A. Амонашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией —это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и нaделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности способности, но есть и своя изюминка y каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия до6рожелательносги, то ребенок, став взpоcлым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой -таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем, так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им».
Просмотров: 1343 | Добавил: olgashubochkina97 | Теги: в Конвенции, детство, Феномен, Эльконин, Выготский, Амонашвили | Рейтинг: 10.0/1
Всего комментариев: 0
avatar